Читаю статью на тему "Миф о вестернизации Японии" (статья старая, весьма умильная). Америку мне не открыли, но читать интересно, вот уже целую минуту смеюсь над:
Слово Министерства финансов считается законом. Например, в длительном, затянувшемся на несколько лет споре между этим министерством и министерством иностранных дел относительно размеров зарубежных субсидий победа осталась за «финансистами». Министерство финансов без колебаний способно ответить отказом даже самому премьер-министру. Сато, отправившись в 1967 году в длительную поездку по странам Азии с миссией доброй воли, запросил кредит в 100 мли. долларов, но не получил ни полушки.

Изоляция Японии, сто лет спустя после Реставрации, до сих пор остается весьма сильной. За исключением поверхностного любопытства, японцы крайне редко проявляют интерес ко всему тому, что происходит за пределами их берегов. Народ и правящая элита за отдельными исключениями, не понимают, как живут другие нации, что они считают для себя важным, почему они поступают так, а не иначе. За последние годы многие японские бизнесмены и официальные лица побывали за рубежом, многие японские туристы посетили незнакомые страны. Но обычно они повсюду держатся группками, жмутся друг к другу и очень мало замечают из реальной жизни чужого народа. Японские ученые, проводя год или более за границей и возвращаясь в Японию, обнаруживают явную неспособность синтезировать приобретенный опыт и дать исчерпывающий анализ встающих перед ним проблем. Точно также, японские журналисты не в состоянии усвоить технику и приемы работы своих американских и европейских коллег. Японские предприниматели, побывав за рубежом и вернувшись на родину, никак не в состоянии понять огромную разницу между методами ведения дел на Западе и в Японии.

Японцы не проявляют особой охоты принять участие в международных делах. Подобно тому, как отдельный индивид боится ответственности и действует лишь внутри группы, точно так же и страна в целом боится ответственности, держится себе на уме, следит, куда подует ветер всеобщего согласия, пытается приспособиться и непременно хочет выговорить для себя свободу независимых действий на будущее.