Asmodel-это телец, те лец, а не жопа и модель
Фотографии свои, наверное, вставлять не буду, через одну и смотря про что я буду писать. В Севастополе толком у меня фотографии не вышли, акромя Херсонеса, памятники все кусками =_=.
о личных впечатлениях: У города приятная аура, и если бы была возможность осталась бы на подольше, понравились улицы, дома,
В Севастополе для меня было два памятника, на которых мне хотелось разреветься: Братское кладбище и Мемориал Победы на мысе Хрустальный.
Мемориал победы...так и не нашла толковой фотографии =_= только такое

Солдат и Матрос, долгострой аж на 35 лет.
словаВ мае 1972 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о сооружении Мемориала. В конкурсе на лучший проект участвовали четыре авторских коллектива из Москвы, Ленинграда, Киева и Севастополя. Лучшим был признан проект коллектива авторов Киевского проектного института. В создании Мемориала участвовали творческие организации Москвы, Ленинграда, Киева, Симферополя и Севастополя. Музеем героической обороны и освобождения Севастополя был проведен весь комплекс научных работ по созданию экспозиции Мемориального комплекса. Общая сметная стоимость строительства по сводной смете по ценам на декабрь 1981 года составляла 6 миллионов советских рублей.
В 1988 году из-за отсутствия финансирования строительство Мемориала Победы было прекращено. Несколько раз поднимался вопрос о сносе недостроенного комплекса. Один раз даже была предпринята попытка выставить долгострой на аукцион. Инициативы властей вызывали резкий отпор со стороны общественности города. 9 мая 2004 года ветераны Севастополя приняли обращение к руководству города и Украины: «Недостроенный мемориал на мысе Хрустальный разрушается, подвергается разграблению, представляет собой позорное зрелище, является постоянной болью и незаживающей раной для оставшихся в живых защитников города и родственников погибших».
Но достроили! Это все магия.
Братское кладбище защитников Севастополя 1854 - 1855 годов

слова, сколько не читают
Расположено на южном склоне холма, возвышающегося на Северной стороне города, в районе Куриной балки.
В дни обороны защитников иногда хоронили недалеко от места их гибели, немало захоронений появилось на Южной стороне Севастополя за оградой бастионов. Но большую часть убитых увозили на Северную сторону, где в конце сентября 1854 года по указанию начальника штаба Черноморского флота и портов вице-адмирала В. А. Корнилова были созданы три кладбища - два находились на востоке от Северного укрепления, неподалеку от дороги, ведущей к инкерманским позициям, а одно - на западе между Северным укреплением и башней Волохова. Кладбища эти имели отделения, на которых хоронили моряков, саперов, артиллеристов, пехотинцев по полкам. Оба кладбища вскоре так разрослись, что стали восприниматься как одно, первоначально оно официально именовалось Петропавловским, впоследствии его назвал Братским.
Могилы для братских захоронений готовились заранее. Их рыли, в основном, солдаты и матросы арестантских рот. Покойников клали по 50, 100 и более в одну могилу. В центре братской могилы ставили деревянные кресты или клали камень, такие же кресты ставили и на могилах офицеров. Иногда вместо деревянных крестов, выкладывали крест из неприятельских бомб и ядер. Пустые снаряды с отверстиями, обращенными наружу, постоянно во время ветра издавали гул, напоминающий отпевание или жалобный плач по убитым.
В ходе обороны Севастополя на Братском кладбище были похоронены командир батальона Тобольского пехотного полка подполковник А. И. Чернявский, командир 37-го флотского экипажа капитан II ранга А. Н. Скоробогатов, командир Одесского егерского полка полковник А. П. Скюдери, командир 3-го пехотного корпуса генерал-адъютант Н. А. Реад, командир батальона Олонецкого пехотного полка подполковник Е. И. Бутовский, командир Прагского резервного пехотного полка полковник К. С. Фрейнд, награжденный золотым оружием "За храбрость" есаул Н. А. Щербачев, командир батальона Минского пехотного полка подполковник А. Рудановский, командир бригады 9-й пехотной дивизии генерал-майор Н. А. Адлерберг с сыном, командир Волынского пехотного полка полковник М. И. Лутков, командир роты Севского пехотного полка штабс-капитан Ю. С. Островский, награжденный орденом св. Георгия 4-й степени подпоручик В. Ивашинцов, командир бригады 14-й пехотной дивизии генерал-майор Н. Д. Тимофеев, награжденный орденом св. Георгия 4-й степени капитан А. Г. Тонагель и многие другие офицеры.
В ходе боевых действий планы кладбищ не составлялись, и часть могил через несколько лет разыскать уже было невозможно.
Вскоре после окончания войны, в 1856 году, чтобы сохранить могилы участников обороны, было решено привести в порядок воинские кладбища. Их в окрестностях города насчитывалось 16. Однако, работы на кладбищах требовали больших затрат, денег не было. Офицеры и солдаты некоторых полков, участвовавших в обороне Севастополя, решили собрать пожертвования на благоустройство кладбищ. Эта инициатива была поддержана Военным Министром, который в сентябре 1856 года издал приказ, где говорилось, что инициатива солдат и офицеров - "это проявление негласного желания Русского солдата, возродило мысль увеличить означенную сумму посильным сбором и с прочих войск, в готовности которых нельзя сомневаться с тем, чтобы по мере возможности устроить надгробные памятники, в ограде кладбища соорудить часовню, а может быть, если количество собранной суммы позволит, и храм во имя Св. Чудотворца Николая..."
Морские офицеры, потерявшие многих товарищей в Севастополе, узнав о решении, принятом в армейских частях, в декабре 1856 года поддержали это предложение, и инспекторский департамент Морского ведомства объявил сбор пожертвований среди морских команд.
Уже в следующем году из разных уголков России стали поступать пожертвования. Посылали их не только офицеры, но и нижние чины. И, хотя эти взносы были невелики (от 5 до 50 коп.), в общей сложности была собрана значительная сумма. В 1857 году чины расформированных Измаильского, Килийского, Кинбурнского и Херсонского артиллерийских гарнизонов пожертвовали 253 руб. 46,5 коп., а также образа и некоторые церковные вещи и т. п.
Еще весной 1856 года генерал-адъютант князь В. И. Васильчиков, бывший в дни обороны начальником штаба Севастопольского гарнизона, предложил архитектору Эпингеру принять на себя сооружение часовни и оград вокруг кладбища на Северной стороне Севастополя. Так как проект часовни не был еще утвержден, архитектор весной 1857 года приступил к сооружению ограды кладбища. В июне был утвержден проект часовни, выполненный архитектором А. А. Авдеевым. Тогда Эпингер обратился с просьбой передать А. А. Авдееву и сооружение ограды кладбища. С 5 августа, как сообщил в Севастопольскую генеральную комиссию контр-адмирал Г. И. Бутаков, архитектору А. А. Авдееву поручили сооружение на кладбище ограды и часовни. Им же впоследствии велись работы и по сооружению некоторых памятников на кладбище.
За десять лет, к 1867 году, на Братском кладбище было поставлена 32 мраморных памятника над могилами офицеров и 34 памятника на братских могилах. Этому способствовал приказ в 60-х годах генерал-инспектора по Инженерной части о создании описей захоронений на кладбищах Севастополя, а также передача воинских кладбищ в ведение Военного министерства. Кстати, в 1871 году было приказано: "...сделать точные описи памятников на французских и английских кладбищах.... самые же кладбища принять в непосредственное заведывание Инженерного ведомства".
В 1870 году был сооружен храм-пирамида св. Николая - общий памятник погибшим защитникам Севастополя (строился с 1857 по 1870 годы). За проект этого храма архитектор А. А. Авдеев был удостоен звания академика архитектуры.
Параллельно со строительством часовни-пирамиды, благоустраивалась и территория кладбища. В ноябре 1865 года по предложению комиссии купец Иван Кухтин согласился за 5257 руб. спланировать местность, устроить террасы, обложить их откосы камнем, а за 5106 руб. выполнить часть работ по сооружению ограды для чугунной решетки и бруствера батареи, которую предполагалось установить перед часовней.
Кладбище было мемориальным, и с начала 1860-х годов на этой территории хоронили по завещанию умерших участников обороны Севастополя. Здесь были погребены генерал-лейтенант К. О. Сильвестрович, генерал-лейтенант Е. М. Бульмеринг, инженер-генерал кавалер орденов св. Георгия 2-й и 3-й степеней Э. И. Тотлебен, штабс-капитан В. Ф. Новицкий, контр-адмирал Ф. Ф. Нарбут, генерал-адъютант князь М. Д. Горчаков, капитан I ранга кавалер ордена св. Георгия 4-й степени Н. И. Красовский, генерал-лейтенант кавалер ордена св. Георгия 4-й степени П. И. Постольский, контр-адмирал князь П. П. Максутов, генерал-лейтенант кавалер ордена св. Георгия 4-й степени В. К. Мольский, генерал-лейтенант кавалер ордена св. Георгия 3-й и 4-й степеней С. А. Хрулев, вице-адмирал кавалер ордена св. Георгия 3-й и 4-й степеней М. Д. Новиков, кавалер ордена св. Георгия 4-й степени Н. И. Костомаров, адмиралы П. И. Кислинский, И. Г. Руднев, Л. М. Серебряков, кавалер ордена св. Георгия 4-й степени В. Е. Лазарев и другие. Последнее захоронение было совершено в 1912 году (П. В. Щепанский).
В 1870 году кладбище обнесли оградой из крымбальского камня с двумя чугунными воротами, при них построили небольшие привратные башни, повторяющие форму увенчанного каменным крестом храма-пирамиды. У ворот были установлены по два орудия времен Крымской войны. Через равные промежутки ограды, на полусводах сооружены небольшие пирамидальные башенки. В 1874 году у южных ворот по проекту архитектора К. Я. Маевского были построены на добровольные пожертвования севастопольского купца П. И. Губонина два жилых дома с элементами готической архитектуры, предназначенные для четырех инвалидов войны - служителей кладбища. Их содержание обеспечивалось фондом от пожертвований на надгробие генерал-лейтенанту С. А. Хрулеву, поэтому домики получили название "хрулевских".
Продолжалось сооружение надгробных памятников. К 1870 году было оформлено надгробиями около 200 братских могил. В 1870 году Симферопольской инженерной дистанцией (располагалась в Севастополе) под руководством подполковника К. Е. Геммельмана были разработаны 19 типовых проектов памятников на братских могилах. 17 августа 1872 года чертежи были утверждены в инженерном управлении Одесского военного округа. В основном, были использованы классические архитектурные формы, обелиск, пирамида, саркофаг, жертвенник, стела. В декоративной орнаментике этих надгробий широко использована символика, олицетворяющая воинскую славу, доблесть, бессмертие, мотив ордена св. Георгия, девиз которого - "За службу и храбрость".
Часть надгробных памятников была выполнена по индивидуальным заказам известными мастерами: художником М. Н. Васильевым, архитекторами А. А. Авдеевым, А. Г. Гронвальдом и А. А. Карбонъером, скульпторами В. В. Эдуардсом и К. К. Серво-Годебоким и др.
Одновременно с сооружением памятников на Братском кладбище благоустраивали и его территорию. Была построена дорога. С 1870 по 1875 год высадили большое количество деревьев: каштаны, сирень. белую и желтую акации, миндаль, туи. Поступили они в Севастополь из Императорского Никитского ботанического сада и Одесского питомника.
Прежде чем высадить деревья, представитель Департамента сельского хозяйства, командированный в Севастополь, вместе с архитектором А. А. Авдеевым учли все - условия почвы, климат, величину дерева и форму его кроны. Очень скоро кладбище преобразилось и стало выделяться на фоне пустынных окрестностей Севастополя.
Шли годы, и так как часовня не отапливалась, фрески, выполненные носковыми красками, от сырости испортились. По решению посетившего храм Александра III живопись была заменена на мозаику. Работы были осуществлены в 1886 году в мастерской Сельвиати в Венеции по картинам художника М. Н. Протопопова (точная копия прежней живописи). Вся реставрация памятника производилась под наблюдением инженер-полковника Я. П. Семенова в 1888/889 годах. Эти работы обошлись казне в 220 тыс. руб.
В 1895 году был спроектирован дом для священника на кладбище. Строительство было закончено в 1896 году на деньги из запасного кредита сметы Военного Министерства.
Уход за памятниками и территорией кладбища был постоянным, за годы после Крымской войны были сооружены надгробия из камня на местах всех погребений 1854 - 1855 годов.
В 1910-1911 годах на памятниках обороны Севастополя были проведены капитальные строительно-реставрационные работы, на которые было затрачено около 60 тыс. руб., большая часть которых была использована на работы по приведению в порядок Братского кладбища. В эти годы были отреставрированы надгробные памятники, привезено из Никитского ботанического сада и высажено на территории около 300 деревьев ценных пород и 200 кустарников, отремонтированы дорожки и устроены каменные скамьи, устроено водоснабжение, сооружена ограда у дома священника, построены два сторожевых домика, произведены реставрационные работы в храме.
В конце XIX века к ограде примкнули, слившись впоследствии в одно, гражданское и военное кладбища Северной стороны.
Братское кладбище до революции 1917 года было местом поклонения павшим защитникам Севастополя, практически все посещавшие город приезжали на это священное место. В путеводителях конца XIX - нач. XX в. его называли, помимо Братского, еще "стотысячным" кладбищем. Называлась цифра захороненных на кладбище солдат и офицеров русской армии в пределах 126 - 127 тыс. чел. Однако это заблуждение объяснялось тем, что в официальных источниках назывались потери армии в 126669 чел., но это были убитые, раненые, контуженные и пропавшие без вести. В Севастополе было убито 17015 чел., конечно, необходимо добавить несколько тысяч умерших от ран в севастопольских госпиталях.
После гражданской войны работы на кладбище не производились, и оно постепенно приходило в запустение.
В дни второй обороны Севастополя у ограды Братского кладбища с северо-восточной стороны стали хоронить защитников города, воевавших в 4-м секторе обороны.
С декабря 1941 года на Братском кладбище расположился командный пункт сектора обороны, на часовне находился корректировочный пост артиллеристов. Кладбище подвергалось интенсивному обстрелу артиллерии и налетам авиации, в результате чего были повреждены часовня и многие памятники.
В середине июня линия фронта проходила через Братское кладбище, где был создан отдельный опорный пункт.
В апреле 1944 года советские войска начали операцию по освобождению города от немецких войск. Рядом с могилами погибших в 1941 - 1942 годах похоронили погибших при прорыве неприятельских позиций.
Прошло пять лет после окончания Великой Отечественной войны, и исполком Севастопольского горсовета счел возможным выделить на реставрационные работы Памятника затопленным кораблям и храма-часовни на Братском кладбище 250 тыс. руб.
29 октября 1955 года в Севастопольской бухте случилась трагедия - подорвался линейный корабль "Новороссийск" (бывший итальянский "Джулио Чезаре"). Погибло 611 матросов и офицеров, из них 42 похоронены на кладбище Коммунаров, остальные - на Северной стороне в братской могиле, рядом с воинами, погибшими в 1941 - 1944 годах.
К 1963 году территория кладбища павших воинов в 1941 - 1942 годах была благоустроена, на братской могиле моряков "Новороссийска" был сооружен памятник по проекту скульптора П. И. Бондаренко и архитектора Л. А. Заварзина.
Памятники Братского кладбища, несмотря на недостаточность выделяемых средств, неоднократно реставрировались. В 1981 году закончено восстановление фасадов храма св. Николая, в декабря 1988 года он передан Симферопольской епархии. С 1989 года храм вновь освящен и в нем начали отправлять церковные службы.
В настоящее время на территории кладбища сохранилось 104 именных памятника и 514 - на братских могилах. К сожалению, не сохранились могилы 30 офицеров, в том числе командира бригады 9-й пехотной дивизии генерал-майора Д. С. Юферова, командира Колыванского егерского полка полковника К. А. Тимирязева, кавалера ордена св. Георгия 4-й степени подполковника В. С. Прикота, кавалера ордена св. Георгия 4-й степени генерал-майора В. П. Ползикова и других.
Потом был Херсонес Таврический, копировать сюда информацию не буду, вот ссылка, кому интересно, почитаете.
Урвала свои фоточки, они не такие убогие как с памятниками



И Панорама Обороны Севастополя, не скажу, что картина красивая, в том плане...это война. Но как произведение искусства она потрясающая.


инфо
Панорама отображает события одного дня 349-дневной обороны Севастополя в период Крымской войны – отражение штурма, предпринятого англичанами и французами 6 (18) июня 1855 года. Автор панорамы – основоположник русского панорамного искусства Франц (Франуса) Алексеевич Рубо.
Он родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье француза-переселенца. Окончив Одесскую рисовальную школу, в 1878-1883 годах учился в Мюнхенской Академии художеств у живописца И. Брандта. Получив заказ в августе 1901 года, Ф. Рубо в октябре приехал в Севастополь. Он изучал документы, беседовал с ветеранами – участниками обороны, написал около 50 этюдов. Уже в январе 1902 года Рубо выставляет в Зимнем дворце Петербурга эскиз будущей панорамы. После его утверждения уехал в Мюнхен, где приступил к написанию холста. Ему помогали в работе художники Л. Шенхен, И. Мерте, К. Фрош и двадцать студентов Баварской Академии художеств. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект здания. 31 июля 1902 года Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны утвердил проект инженер-полковника О.И. Энберга. 27 октября 1902 года здание заложили, а в 1904 году завершили строительство, в котором участвовал художник и архитектор В.А. Фельдман. Летом 1904 года живописное полотно доставили в Севастополь. Ф. Рубо с помощью своих учеников навесил полотно (115 х 14 метров) и смонтировал предметный план (около 1000 кв. метров). 14 мая 1905 года «Севастопольский вестник» оповестил об открытии Панорамы.
Ф.А. Рубо в 1903-1913 годах преподавал в батальной мастерской Петербургской Академии художеств. В 1914 году уехал в Мюнхен, где скончался 13 марта 1928 года. С 1909 по 1911 год панорама по распоряжению Николая ІІ экспонировалась на Марсовом поле в Петербурге, затем ее вернули в Севастополь.
В эдикулах здания Панорамы были установлены бюсты участников обороны, выполненные скульптором А.А. Поповым.
В годы Великой Отечественной войны, в период второй обороны Севастополя 1941-1942 годов, 25 июня 1942 года от прямого попадания авиабомб и артиллерийских снарядов здание получило значительные повреждения, возник пожар. Первыми на помощь прибежали 18 курсантов курсов средних командиров береговой обороны ЧФ, находившихся в подземных галереях на Историческом бульваре. Спасенные фрагменты живописного полотна на борту последнего надводного корабля, прорвавшегося сквозь вражескую блокаду, лидера эсминцев «Ташкент», были доставлены в Новороссийск. Затем их переправили в Кустанай, оттуда – в Новосибирск, в 1944 году привезли в Загорск, позже – в Москву, разместив в помещении библиотеки им. Ленина. В 1946 году специальная комиссия, в состав которой входили И.Э. Грабарь, М.И. Авилов, П.Д. Корин и другие ведущие художники и реставраторы, осмотрев 86 фрагментов холста панорамы, пришли к выводу, что реставрировать живописное полотно не удастся. Было принято решение: по реставрационным фрагментам заново написать холст панорамы. Выполнение этой сложной работы поручили творческому коллективу художников во главе с Василием Николаевичем Яковлевым – крупнейшим советским живописцем, талантливым реставратором, доктором искусствоведческих наук, академиком живописи, народным художником РСФСР, лауреатом Государственных премий. Главным военным консультантом был адмирал Флота Советского Союза профессор И.С. Исаков.
В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Черного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя. В марте 1856 года был заключен Парижский мирный договор, который не принес полной победы ни одной из воюющих сторон.
Создание
Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м Х 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м². Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых ее посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведенных событий.
Спасение панорамы в годы второй обороны Севастополя
25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали фашистские бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осажденный город - лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбежкой фашистских самолетов героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.
Восстановление панорамы в 1953 году
Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почетная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М. Шухмин, один из старейших мастеров живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов. Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, четко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащен жанровыми сценами «Как в землянке», «Денщик у с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно. К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.
уперто с вики
А самое страшное, это не все, что я успела повидать в Севастополе, у меня от информации мозг разрывало. Да, я слушаю все экскурсии и даже записываю, чтобы потом вернуться и ещё раз проверить посмотреть.
о личных впечатлениях: У города приятная аура, и если бы была возможность осталась бы на подольше, понравились улицы, дома,
В Севастополе для меня было два памятника, на которых мне хотелось разреветься: Братское кладбище и Мемориал Победы на мысе Хрустальный.
Мемориал победы...так и не нашла толковой фотографии =_= только такое

Солдат и Матрос, долгострой аж на 35 лет.
словаВ мае 1972 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о сооружении Мемориала. В конкурсе на лучший проект участвовали четыре авторских коллектива из Москвы, Ленинграда, Киева и Севастополя. Лучшим был признан проект коллектива авторов Киевского проектного института. В создании Мемориала участвовали творческие организации Москвы, Ленинграда, Киева, Симферополя и Севастополя. Музеем героической обороны и освобождения Севастополя был проведен весь комплекс научных работ по созданию экспозиции Мемориального комплекса. Общая сметная стоимость строительства по сводной смете по ценам на декабрь 1981 года составляла 6 миллионов советских рублей.
В 1988 году из-за отсутствия финансирования строительство Мемориала Победы было прекращено. Несколько раз поднимался вопрос о сносе недостроенного комплекса. Один раз даже была предпринята попытка выставить долгострой на аукцион. Инициативы властей вызывали резкий отпор со стороны общественности города. 9 мая 2004 года ветераны Севастополя приняли обращение к руководству города и Украины: «Недостроенный мемориал на мысе Хрустальный разрушается, подвергается разграблению, представляет собой позорное зрелище, является постоянной болью и незаживающей раной для оставшихся в живых защитников города и родственников погибших».
Но достроили! Это все магия.
Братское кладбище защитников Севастополя 1854 - 1855 годов

слова, сколько не читают
Расположено на южном склоне холма, возвышающегося на Северной стороне города, в районе Куриной балки.
В дни обороны защитников иногда хоронили недалеко от места их гибели, немало захоронений появилось на Южной стороне Севастополя за оградой бастионов. Но большую часть убитых увозили на Северную сторону, где в конце сентября 1854 года по указанию начальника штаба Черноморского флота и портов вице-адмирала В. А. Корнилова были созданы три кладбища - два находились на востоке от Северного укрепления, неподалеку от дороги, ведущей к инкерманским позициям, а одно - на западе между Северным укреплением и башней Волохова. Кладбища эти имели отделения, на которых хоронили моряков, саперов, артиллеристов, пехотинцев по полкам. Оба кладбища вскоре так разрослись, что стали восприниматься как одно, первоначально оно официально именовалось Петропавловским, впоследствии его назвал Братским.
Могилы для братских захоронений готовились заранее. Их рыли, в основном, солдаты и матросы арестантских рот. Покойников клали по 50, 100 и более в одну могилу. В центре братской могилы ставили деревянные кресты или клали камень, такие же кресты ставили и на могилах офицеров. Иногда вместо деревянных крестов, выкладывали крест из неприятельских бомб и ядер. Пустые снаряды с отверстиями, обращенными наружу, постоянно во время ветра издавали гул, напоминающий отпевание или жалобный плач по убитым.
В ходе обороны Севастополя на Братском кладбище были похоронены командир батальона Тобольского пехотного полка подполковник А. И. Чернявский, командир 37-го флотского экипажа капитан II ранга А. Н. Скоробогатов, командир Одесского егерского полка полковник А. П. Скюдери, командир 3-го пехотного корпуса генерал-адъютант Н. А. Реад, командир батальона Олонецкого пехотного полка подполковник Е. И. Бутовский, командир Прагского резервного пехотного полка полковник К. С. Фрейнд, награжденный золотым оружием "За храбрость" есаул Н. А. Щербачев, командир батальона Минского пехотного полка подполковник А. Рудановский, командир бригады 9-й пехотной дивизии генерал-майор Н. А. Адлерберг с сыном, командир Волынского пехотного полка полковник М. И. Лутков, командир роты Севского пехотного полка штабс-капитан Ю. С. Островский, награжденный орденом св. Георгия 4-й степени подпоручик В. Ивашинцов, командир бригады 14-й пехотной дивизии генерал-майор Н. Д. Тимофеев, награжденный орденом св. Георгия 4-й степени капитан А. Г. Тонагель и многие другие офицеры.
В ходе боевых действий планы кладбищ не составлялись, и часть могил через несколько лет разыскать уже было невозможно.
Вскоре после окончания войны, в 1856 году, чтобы сохранить могилы участников обороны, было решено привести в порядок воинские кладбища. Их в окрестностях города насчитывалось 16. Однако, работы на кладбищах требовали больших затрат, денег не было. Офицеры и солдаты некоторых полков, участвовавших в обороне Севастополя, решили собрать пожертвования на благоустройство кладбищ. Эта инициатива была поддержана Военным Министром, который в сентябре 1856 года издал приказ, где говорилось, что инициатива солдат и офицеров - "это проявление негласного желания Русского солдата, возродило мысль увеличить означенную сумму посильным сбором и с прочих войск, в готовности которых нельзя сомневаться с тем, чтобы по мере возможности устроить надгробные памятники, в ограде кладбища соорудить часовню, а может быть, если количество собранной суммы позволит, и храм во имя Св. Чудотворца Николая..."
Морские офицеры, потерявшие многих товарищей в Севастополе, узнав о решении, принятом в армейских частях, в декабре 1856 года поддержали это предложение, и инспекторский департамент Морского ведомства объявил сбор пожертвований среди морских команд.
Уже в следующем году из разных уголков России стали поступать пожертвования. Посылали их не только офицеры, но и нижние чины. И, хотя эти взносы были невелики (от 5 до 50 коп.), в общей сложности была собрана значительная сумма. В 1857 году чины расформированных Измаильского, Килийского, Кинбурнского и Херсонского артиллерийских гарнизонов пожертвовали 253 руб. 46,5 коп., а также образа и некоторые церковные вещи и т. п.
Еще весной 1856 года генерал-адъютант князь В. И. Васильчиков, бывший в дни обороны начальником штаба Севастопольского гарнизона, предложил архитектору Эпингеру принять на себя сооружение часовни и оград вокруг кладбища на Северной стороне Севастополя. Так как проект часовни не был еще утвержден, архитектор весной 1857 года приступил к сооружению ограды кладбища. В июне был утвержден проект часовни, выполненный архитектором А. А. Авдеевым. Тогда Эпингер обратился с просьбой передать А. А. Авдееву и сооружение ограды кладбища. С 5 августа, как сообщил в Севастопольскую генеральную комиссию контр-адмирал Г. И. Бутаков, архитектору А. А. Авдееву поручили сооружение на кладбище ограды и часовни. Им же впоследствии велись работы и по сооружению некоторых памятников на кладбище.
За десять лет, к 1867 году, на Братском кладбище было поставлена 32 мраморных памятника над могилами офицеров и 34 памятника на братских могилах. Этому способствовал приказ в 60-х годах генерал-инспектора по Инженерной части о создании описей захоронений на кладбищах Севастополя, а также передача воинских кладбищ в ведение Военного министерства. Кстати, в 1871 году было приказано: "...сделать точные описи памятников на французских и английских кладбищах.... самые же кладбища принять в непосредственное заведывание Инженерного ведомства".
В 1870 году был сооружен храм-пирамида св. Николая - общий памятник погибшим защитникам Севастополя (строился с 1857 по 1870 годы). За проект этого храма архитектор А. А. Авдеев был удостоен звания академика архитектуры.
Параллельно со строительством часовни-пирамиды, благоустраивалась и территория кладбища. В ноябре 1865 года по предложению комиссии купец Иван Кухтин согласился за 5257 руб. спланировать местность, устроить террасы, обложить их откосы камнем, а за 5106 руб. выполнить часть работ по сооружению ограды для чугунной решетки и бруствера батареи, которую предполагалось установить перед часовней.
Кладбище было мемориальным, и с начала 1860-х годов на этой территории хоронили по завещанию умерших участников обороны Севастополя. Здесь были погребены генерал-лейтенант К. О. Сильвестрович, генерал-лейтенант Е. М. Бульмеринг, инженер-генерал кавалер орденов св. Георгия 2-й и 3-й степеней Э. И. Тотлебен, штабс-капитан В. Ф. Новицкий, контр-адмирал Ф. Ф. Нарбут, генерал-адъютант князь М. Д. Горчаков, капитан I ранга кавалер ордена св. Георгия 4-й степени Н. И. Красовский, генерал-лейтенант кавалер ордена св. Георгия 4-й степени П. И. Постольский, контр-адмирал князь П. П. Максутов, генерал-лейтенант кавалер ордена св. Георгия 4-й степени В. К. Мольский, генерал-лейтенант кавалер ордена св. Георгия 3-й и 4-й степеней С. А. Хрулев, вице-адмирал кавалер ордена св. Георгия 3-й и 4-й степеней М. Д. Новиков, кавалер ордена св. Георгия 4-й степени Н. И. Костомаров, адмиралы П. И. Кислинский, И. Г. Руднев, Л. М. Серебряков, кавалер ордена св. Георгия 4-й степени В. Е. Лазарев и другие. Последнее захоронение было совершено в 1912 году (П. В. Щепанский).
В 1870 году кладбище обнесли оградой из крымбальского камня с двумя чугунными воротами, при них построили небольшие привратные башни, повторяющие форму увенчанного каменным крестом храма-пирамиды. У ворот были установлены по два орудия времен Крымской войны. Через равные промежутки ограды, на полусводах сооружены небольшие пирамидальные башенки. В 1874 году у южных ворот по проекту архитектора К. Я. Маевского были построены на добровольные пожертвования севастопольского купца П. И. Губонина два жилых дома с элементами готической архитектуры, предназначенные для четырех инвалидов войны - служителей кладбища. Их содержание обеспечивалось фондом от пожертвований на надгробие генерал-лейтенанту С. А. Хрулеву, поэтому домики получили название "хрулевских".
Продолжалось сооружение надгробных памятников. К 1870 году было оформлено надгробиями около 200 братских могил. В 1870 году Симферопольской инженерной дистанцией (располагалась в Севастополе) под руководством подполковника К. Е. Геммельмана были разработаны 19 типовых проектов памятников на братских могилах. 17 августа 1872 года чертежи были утверждены в инженерном управлении Одесского военного округа. В основном, были использованы классические архитектурные формы, обелиск, пирамида, саркофаг, жертвенник, стела. В декоративной орнаментике этих надгробий широко использована символика, олицетворяющая воинскую славу, доблесть, бессмертие, мотив ордена св. Георгия, девиз которого - "За службу и храбрость".
Часть надгробных памятников была выполнена по индивидуальным заказам известными мастерами: художником М. Н. Васильевым, архитекторами А. А. Авдеевым, А. Г. Гронвальдом и А. А. Карбонъером, скульпторами В. В. Эдуардсом и К. К. Серво-Годебоким и др.
Одновременно с сооружением памятников на Братском кладбище благоустраивали и его территорию. Была построена дорога. С 1870 по 1875 год высадили большое количество деревьев: каштаны, сирень. белую и желтую акации, миндаль, туи. Поступили они в Севастополь из Императорского Никитского ботанического сада и Одесского питомника.
Прежде чем высадить деревья, представитель Департамента сельского хозяйства, командированный в Севастополь, вместе с архитектором А. А. Авдеевым учли все - условия почвы, климат, величину дерева и форму его кроны. Очень скоро кладбище преобразилось и стало выделяться на фоне пустынных окрестностей Севастополя.
Шли годы, и так как часовня не отапливалась, фрески, выполненные носковыми красками, от сырости испортились. По решению посетившего храм Александра III живопись была заменена на мозаику. Работы были осуществлены в 1886 году в мастерской Сельвиати в Венеции по картинам художника М. Н. Протопопова (точная копия прежней живописи). Вся реставрация памятника производилась под наблюдением инженер-полковника Я. П. Семенова в 1888/889 годах. Эти работы обошлись казне в 220 тыс. руб.
В 1895 году был спроектирован дом для священника на кладбище. Строительство было закончено в 1896 году на деньги из запасного кредита сметы Военного Министерства.
Уход за памятниками и территорией кладбища был постоянным, за годы после Крымской войны были сооружены надгробия из камня на местах всех погребений 1854 - 1855 годов.
В 1910-1911 годах на памятниках обороны Севастополя были проведены капитальные строительно-реставрационные работы, на которые было затрачено около 60 тыс. руб., большая часть которых была использована на работы по приведению в порядок Братского кладбища. В эти годы были отреставрированы надгробные памятники, привезено из Никитского ботанического сада и высажено на территории около 300 деревьев ценных пород и 200 кустарников, отремонтированы дорожки и устроены каменные скамьи, устроено водоснабжение, сооружена ограда у дома священника, построены два сторожевых домика, произведены реставрационные работы в храме.
В конце XIX века к ограде примкнули, слившись впоследствии в одно, гражданское и военное кладбища Северной стороны.
Братское кладбище до революции 1917 года было местом поклонения павшим защитникам Севастополя, практически все посещавшие город приезжали на это священное место. В путеводителях конца XIX - нач. XX в. его называли, помимо Братского, еще "стотысячным" кладбищем. Называлась цифра захороненных на кладбище солдат и офицеров русской армии в пределах 126 - 127 тыс. чел. Однако это заблуждение объяснялось тем, что в официальных источниках назывались потери армии в 126669 чел., но это были убитые, раненые, контуженные и пропавшие без вести. В Севастополе было убито 17015 чел., конечно, необходимо добавить несколько тысяч умерших от ран в севастопольских госпиталях.
После гражданской войны работы на кладбище не производились, и оно постепенно приходило в запустение.
В дни второй обороны Севастополя у ограды Братского кладбища с северо-восточной стороны стали хоронить защитников города, воевавших в 4-м секторе обороны.
С декабря 1941 года на Братском кладбище расположился командный пункт сектора обороны, на часовне находился корректировочный пост артиллеристов. Кладбище подвергалось интенсивному обстрелу артиллерии и налетам авиации, в результате чего были повреждены часовня и многие памятники.
В середине июня линия фронта проходила через Братское кладбище, где был создан отдельный опорный пункт.
В апреле 1944 года советские войска начали операцию по освобождению города от немецких войск. Рядом с могилами погибших в 1941 - 1942 годах похоронили погибших при прорыве неприятельских позиций.
Прошло пять лет после окончания Великой Отечественной войны, и исполком Севастопольского горсовета счел возможным выделить на реставрационные работы Памятника затопленным кораблям и храма-часовни на Братском кладбище 250 тыс. руб.
29 октября 1955 года в Севастопольской бухте случилась трагедия - подорвался линейный корабль "Новороссийск" (бывший итальянский "Джулио Чезаре"). Погибло 611 матросов и офицеров, из них 42 похоронены на кладбище Коммунаров, остальные - на Северной стороне в братской могиле, рядом с воинами, погибшими в 1941 - 1944 годах.
К 1963 году территория кладбища павших воинов в 1941 - 1942 годах была благоустроена, на братской могиле моряков "Новороссийска" был сооружен памятник по проекту скульптора П. И. Бондаренко и архитектора Л. А. Заварзина.
Памятники Братского кладбища, несмотря на недостаточность выделяемых средств, неоднократно реставрировались. В 1981 году закончено восстановление фасадов храма св. Николая, в декабря 1988 года он передан Симферопольской епархии. С 1989 года храм вновь освящен и в нем начали отправлять церковные службы.
В настоящее время на территории кладбища сохранилось 104 именных памятника и 514 - на братских могилах. К сожалению, не сохранились могилы 30 офицеров, в том числе командира бригады 9-й пехотной дивизии генерал-майора Д. С. Юферова, командира Колыванского егерского полка полковника К. А. Тимирязева, кавалера ордена св. Георгия 4-й степени подполковника В. С. Прикота, кавалера ордена св. Георгия 4-й степени генерал-майора В. П. Ползикова и других.
Потом был Херсонес Таврический, копировать сюда информацию не буду, вот ссылка, кому интересно, почитаете.
Урвала свои фоточки, они не такие убогие как с памятниками



И Панорама Обороны Севастополя, не скажу, что картина красивая, в том плане...это война. Но как произведение искусства она потрясающая.


инфо
Панорама отображает события одного дня 349-дневной обороны Севастополя в период Крымской войны – отражение штурма, предпринятого англичанами и французами 6 (18) июня 1855 года. Автор панорамы – основоположник русского панорамного искусства Франц (Франуса) Алексеевич Рубо.
Он родился 15 июня 1856 года в Одессе в семье француза-переселенца. Окончив Одесскую рисовальную школу, в 1878-1883 годах учился в Мюнхенской Академии художеств у живописца И. Брандта. Получив заказ в августе 1901 года, Ф. Рубо в октябре приехал в Севастополь. Он изучал документы, беседовал с ветеранами – участниками обороны, написал около 50 этюдов. Уже в январе 1902 года Рубо выставляет в Зимнем дворце Петербурга эскиз будущей панорамы. После его утверждения уехал в Мюнхен, где приступил к написанию холста. Ему помогали в работе художники Л. Шенхен, И. Мерте, К. Фрош и двадцать студентов Баварской Академии художеств. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект здания. 31 июля 1902 года Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны утвердил проект инженер-полковника О.И. Энберга. 27 октября 1902 года здание заложили, а в 1904 году завершили строительство, в котором участвовал художник и архитектор В.А. Фельдман. Летом 1904 года живописное полотно доставили в Севастополь. Ф. Рубо с помощью своих учеников навесил полотно (115 х 14 метров) и смонтировал предметный план (около 1000 кв. метров). 14 мая 1905 года «Севастопольский вестник» оповестил об открытии Панорамы.
Ф.А. Рубо в 1903-1913 годах преподавал в батальной мастерской Петербургской Академии художеств. В 1914 году уехал в Мюнхен, где скончался 13 марта 1928 года. С 1909 по 1911 год панорама по распоряжению Николая ІІ экспонировалась на Марсовом поле в Петербурге, затем ее вернули в Севастополь.
В эдикулах здания Панорамы были установлены бюсты участников обороны, выполненные скульптором А.А. Поповым.
В годы Великой Отечественной войны, в период второй обороны Севастополя 1941-1942 годов, 25 июня 1942 года от прямого попадания авиабомб и артиллерийских снарядов здание получило значительные повреждения, возник пожар. Первыми на помощь прибежали 18 курсантов курсов средних командиров береговой обороны ЧФ, находившихся в подземных галереях на Историческом бульваре. Спасенные фрагменты живописного полотна на борту последнего надводного корабля, прорвавшегося сквозь вражескую блокаду, лидера эсминцев «Ташкент», были доставлены в Новороссийск. Затем их переправили в Кустанай, оттуда – в Новосибирск, в 1944 году привезли в Загорск, позже – в Москву, разместив в помещении библиотеки им. Ленина. В 1946 году специальная комиссия, в состав которой входили И.Э. Грабарь, М.И. Авилов, П.Д. Корин и другие ведущие художники и реставраторы, осмотрев 86 фрагментов холста панорамы, пришли к выводу, что реставрировать живописное полотно не удастся. Было принято решение: по реставрационным фрагментам заново написать холст панорамы. Выполнение этой сложной работы поручили творческому коллективу художников во главе с Василием Николаевичем Яковлевым – крупнейшим советским живописцем, талантливым реставратором, доктором искусствоведческих наук, академиком живописи, народным художником РСФСР, лауреатом Государственных премий. Главным военным консультантом был адмирал Флота Советского Союза профессор И.С. Исаков.
В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Черного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя. В марте 1856 года был заключен Парижский мирный договор, который не принес полной победы ни одной из воюющих сторон.
Создание
Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м Х 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м². Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых ее посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведенных событий.
Спасение панорамы в годы второй обороны Севастополя
25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали фашистские бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осажденный город - лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбежкой фашистских самолетов героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.
Восстановление панорамы в 1953 году
Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почетная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М. Шухмин, один из старейших мастеров живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов. Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, четко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащен жанровыми сценами «Как в землянке», «Денщик у с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно. К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.
уперто с вики
А самое страшное, это не все, что я успела повидать в Севастополе, у меня от информации мозг разрывало. Да, я слушаю все экскурсии и даже записываю, чтобы потом вернуться и ещё раз проверить посмотреть.
@темы: моя жисть в картинках, Интересности